1. АБСТРАКЦИЯ
ТЕОРИЯ
Лекция со слайд-шоу по истории абстрактной живописи и авангардных течений 20 века
Художественные материалы и инструменты для занятий живописью
- Виды художественных красок (масляные, акварельные, темперные, акриловые)
- Преимущества акриловых красок (водорастворимость, быстрое высыхание, гипоаллергенность, светостойкость, прочность, эластичность)
- Кисти, мастихины, палитра, Виды основ под акриловую живопись
- Грунт, лак и другие материалы
- Рабочее место художника. Мольберты, этюдники
- Создание эскиза
- Композиционные приемы (центр смысловой и композиционный, «золотое сечение» (0.62), ритм, статика и динамика, симметрия и ассиметрия
- Примеры различных композиционных построений из истории изобразительного искусства
- Введение в теорию дополнительных цветов («цветовой круг»), «сочетаемость» цветов
ПРАКТИКА
Создание декоративной абстрактной композиции на свободную тему
Технические приемы:
- Заливка (равномерное окрашивание)
- Техника рисования управляемых линий
- Ограничение окрашиваемой поверхности с помощью «масок» из скотча и трафаретов из самоклеющейся пленки
2. ИМПРЕССИОНИЗМ
ТЕОРИЯ
- Укрывистость (степень прозрачности) красок. Нанесение слоев. Лессировки и «игра света» в живописи
- Теория дополнительных цветов. Круг Иттена. Понятия основных, дополнительных, контрастных и смешанных цветов.
- Пуантилизм, импрессионистическое письмо
- Живопись как особый вид визуального наслаждения
- Перспектива в живописи, членение на планы (ренессансная композиция)
ПРАКТИКА
Копия пейзажа импрессиониста на выбор: «Закат в Этрете» Клода Моне, «Сиреневый морской пейзаж» Говарда Беренса и др.
Технические приемы:
- Лессировки
- Приемы для создания эффекта перспективы (теплые тона и темные краски на переднем плане, холодные и более светлые – на заднем, разработанность первого плана и условность второго).
- Приемы для создания эффекта «воздушности среды» (живопись отдельными мазками)
- «Градиентная кисть» («растяжка», два-три цвета на одной кисти одновременно)
3. ЯБЛОКИ СЕЗАННА
ТЕОРИЯ
- Теория дополнительных цветов. Круг Иттена
- Практическое использование дополнительных (контрастных) цветов в живописи
- Композиция
- «Витражная» техника Поля Сезанна, Альфреда Сислея
ПРАКТИКА
Создание копии натюрморта Сезанна с учетом теории дополнительных цветов
4. ЦВЕТЫ
ТЕОРИЯ
Источник света в классической композиции
Светотень в живописи
Цветные тени (импрессионисты, фовисты, экспрессионисты)
Контрастность
ПРАКТИКА
Рисование букета цветов или одного цветка по выбору с натуры или по фото
Технические приемы:
- «Градиентная кисть» («растяжка», два-три цвета на одной кисти одновременно)
- Создание эффекта глубины с помощью теней
5. ЖАНР «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ». «АКВАРЕЛЬНАЯ» ТЕХНИКА
ТЕОРИЯ
- Традиционная китайская и японская живопись, ее отличия от европейской (белый лист как самостоятельная часть композиции, «воздушность» композиции, работа «а ля прима», использование прозрачности красок, черного контура).
- Два основных стиля традиционной китайской живописи – «гунби» (тщательная кисть) и «сеи» (живопись идеи). «Авангард» в 7-13 веках
- Особенности стиля «сеи».
- Правила изображения деревьев в традиционной китайской живописи
ПРАКТИКА
Создание вольной копии работы современной художницы Вирджинии Ллойд-Дейвис или классических и современных мастеров Китая и Японии, работающих в традиционном жанре китайской живописи «Цветы и птицы»
Технические приемы:
- Рисование «по мокрому»
- «Сухая кисть»
- Черный («тушевый») контур
- Моделирование сложных объектов из простых геометрических форм
6. ПОРТРЕТ
ТЕОРИЯ
- Портрет. Краткая история жанра
- Строение лица человека, классические пропорции
- Построение формы с помощью вспомогательных линий
- Передача цвета кожи с помощью смеси белил, охры, красной и других красок
- Многократные лессировки для создания эффекта «мерцания», нежности, живости кожи
- Строение глаза. Типичные ошибки в рисовании глаз. Блики для передачи блеска глаз
ПРАКТИКА
Копия портрета на выбор по репродукции
Технические приемы:
- Создание краски, имитирующей цвет человеческого тела (белила+охра+варианты)
- Лессировочная живопись как способ создания эффекта нежных цветовых переходов
7. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ
ТЕОРИЯ
- Анатомия человека
- Различия в пропорциях взрослого человека и ребенка
- Рисование фигуры в движении с помощью вспомогательных линий
- Известные картины с изображением балерин, танцовщиц, спортсменов
- Фон и значимые композиционные объекты – последовательность рисования (сначала фон, чтобы не повредить мелкие детали)
ПРАКТИКА
Создание картины «Спортсмены» по мотивам серии фотографий «Тела, о которых мы мечтаем», «Балерина» по мотивам фотографий балетных сцен, «Фигуристы» по мотивам фото спортсменов
8. ГОРОДА МИРА. ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ
ТЕОРИЯ
- История создания теории перспективы
- Искажение аксиом геометрии при создании иллюзии трехмерного пространства
- Понятия линии горизонта, точек схода и пр.
- Перспектива с одной и двумя точками схода
- Количество точек схода (бесконечное количество – для каждой серии параллельных линий – своя)
- Выбор точки схода (по желанию художника, в зависимости от требуемого ракурса объекта)
- Последовательность работы при копировании перспективных изображений или работы с натуры (определение точек схода и линии горизонта на изображении или в реальности, затем перенесение ее на картину и построение объектов в перспективе
ПРАКТИКА
Создание картины с изображением городского вида по фотографии (Рим, Венеция и т.п. на выбор)
Технические приемы:
- Нахождение точек схода и линии горизонта на репродукции (фото) и перенесение их на плоскость картины
- Построение перспективного изображения городской среды или интерьера (на выбор) с использованием одной точки схода
9. НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ «МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»
ТЕОРИЯ
- Особенности стилей «сюрреализм» и «магический реализм» (одинаковая резкость предметов на разных планах, превнесение в обыденную реальность необычных деталей, изображение живых объектов как неживых и наоборот (включение живых животных в натюрморт)
- неожиданные параллели и «смысловые рифмы», «разрыв шаблона», иллюзии («обманки» С.Дали), «автоматическое письмо»
ПРАКТИКА
Создание натюрморта в стиле «магический реализм»
- Сочинение натюрморта в стиле «Магический реализм» в студии из принесенных из дома необычных предметов
- Построение композиции карандашом, построение сложных форм из простых
- Подмалевок и лессировки
10. СИЛУЭТНАЯ (ТРАФАРЕТНАЯ) ТЕХНИКА
ТЕОРИЯ
- Использование обратных трафаретов (вырезается объект) из самоклеющейся пленки для имитации техники силуэтов
- Работа с контрастными сочетаниями цветов
ПРАКТИКА
Создание картины с использование трафаретной техники
- Создание трафарета из самоклеющейся пленки
- Создание фона. Использование мастихинов
11. АНИМАЛИЗМ (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ)
ТЕОРИЯ
Анатомия лошади (или другого животного)
ПРАКТИКА
Создание живописного изображения лошади или другого животного
- Построение рисунка на основе знакомства с анатомией животного, учета перспективы
- Техника передачи фактуры шерсти, волос
- Передача блеска, мерцания