1. АБСТРАКЦИЯ

ТЕОРИЯ

Лекция со слайд-шоу по истории абстрактной живописи и авангардных течений 20 века

Художественные материалы и инструменты для занятий живописью

  • Виды художественных красок (масляные, акварельные, темперные, акриловые)
  • Преимущества акриловых красок (водорастворимость, быстрое высыхание, гипоаллергенность, светостойкость, прочность, эластичность)
  • Кисти, мастихины, палитра, Виды основ под акриловую живопись
  • Грунт, лак и другие материалы
  • Рабочее место художника. Мольберты, этюдники
  • Создание эскиза
  • Композиционные приемы (центр смысловой и композиционный, «золотое сечение» (0.62), ритм, статика и динамика, симметрия и ассиметрия
  • Примеры различных композиционных построений из истории изобразительного искусства
  • Введение в теорию дополнительных цветов («цветовой круг»), «сочетаемость» цветов

ПРАКТИКА

Создание декоративной абстрактной композиции на свободную тему

Технические приемы:

  • Заливка (равномерное окрашивание)
  • Техника рисования управляемых линий
  • Ограничение окрашиваемой поверхности с помощью «масок» из скотча и трафаретов из самоклеющейся пленки

 

2. ИМПРЕССИОНИЗМ

ТЕОРИЯ

  • Укрывистость (степень прозрачности) красок. Нанесение слоев. Лессировки и «игра света» в живописи
  • Теория дополнительных цветов. Круг Иттена. Понятия основных, дополнительных, контрастных и смешанных цветов.
  • Пуантилизм, импрессионистическое письмо
  • Живопись как особый вид визуального наслаждения
  • Перспектива в живописи, членение на планы (ренессансная композиция)

ПРАКТИКА

Копия пейзажа импрессиониста на выбор: «Закат в Этрете» Клода Моне, «Сиреневый морской пейзаж» Говарда Беренса и др.

Технические приемы:

  • Лессировки
  • Приемы для создания эффекта перспективы (теплые тона и темные краски на переднем плане, холодные и более светлые – на заднем, разработанность первого плана и условность второго).
  • Приемы для создания эффекта «воздушности среды» (живопись отдельными мазками)
  • «Градиентная кисть» («растяжка», два-три цвета на одной кисти одновременно)

3. ЯБЛОКИ СЕЗАННА

ТЕОРИЯ

  • Теория дополнительных цветов. Круг Иттена
  • Практическое использование дополнительных (контрастных) цветов в живописи
  • Композиция
  • «Витражная» техника Поля Сезанна, Альфреда Сислея

ПРАКТИКА

Создание копии натюрморта Сезанна с учетом теории дополнительных цветов

4. ЦВЕТЫ

ТЕОРИЯ

Источник света в классической композиции

Светотень в живописи

Цветные тени (импрессионисты, фовисты, экспрессионисты)

Контрастность

ПРАКТИКА

Рисование букета цветов или одного цветка по выбору с натуры или по фото

Технические приемы:

  • «Градиентная кисть» («растяжка», два-три цвета на одной кисти одновременно)
  • Создание эффекта глубины с помощью теней

5. ЖАНР «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ». «АКВАРЕЛЬНАЯ» ТЕХНИКА

ТЕОРИЯ

  • Традиционная китайская и японская живопись, ее отличия от европейской (белый лист как самостоятельная часть композиции, «воздушность» композиции, работа «а ля прима», использование прозрачности красок, черного контура).
  • Два основных стиля традиционной китайской живописи – «гунби» (тщательная кисть) и «сеи» (живопись идеи). «Авангард» в 7-13 веках
  • Особенности стиля «сеи».
  • Правила изображения деревьев в традиционной китайской живописи

ПРАКТИКА

Создание вольной копии работы современной художницы Вирджинии Ллойд-Дейвис или классических и современных мастеров Китая и Японии, работающих в традиционном жанре китайской живописи «Цветы и птицы»

Технические приемы:

  • Рисование «по мокрому»
  • «Сухая кисть»
  • Черный («тушевый») контур
  • Моделирование сложных объектов из простых геометрических форм

6. ПОРТРЕТ

ТЕОРИЯ

  • Портрет. Краткая история жанра
  • Строение лица человека, классические пропорции
  • Построение формы с помощью вспомогательных линий
  • Передача цвета кожи с помощью смеси белил, охры, красной и других красок
  • Многократные лессировки для создания эффекта «мерцания», нежности, живости кожи
  • Строение глаза. Типичные ошибки в рисовании глаз. Блики для передачи блеска глаз

ПРАКТИКА

Копия портрета на выбор по репродукции

Технические приемы:

  • Создание краски, имитирующей цвет человеческого тела (белила+охра+варианты)
  • Лессировочная живопись как способ создания эффекта нежных цветовых переходов

7. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ

ТЕОРИЯ

  • Анатомия человека
  • Различия в пропорциях взрослого человека и ребенка
  • Рисование фигуры в движении с помощью вспомогательных линий
  • Известные картины с изображением балерин, танцовщиц, спортсменов
  • Фон и значимые композиционные объекты – последовательность рисования (сначала фон, чтобы не повредить мелкие детали)

ПРАКТИКА

Создание картины «Спортсмены» по мотивам серии фотографий «Тела, о которых мы мечтаем», «Балерина» по мотивам фотографий балетных сцен, «Фигуристы» по мотивам фото спортсменов

8. ГОРОДА МИРА. ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ

ТЕОРИЯ

  • История создания теории перспективы
  • Искажение аксиом геометрии при создании иллюзии трехмерного пространства
  • Понятия линии горизонта, точек схода и пр.
  • Перспектива с одной и двумя точками схода
  • Количество точек схода (бесконечное количество – для каждой серии параллельных линий – своя)
  • Выбор точки схода (по желанию художника, в зависимости от требуемого ракурса объекта)
  • Последовательность работы при копировании перспективных изображений или работы с натуры (определение точек схода и линии горизонта на изображении или в реальности, затем перенесение ее на картину и построение объектов в перспективе

ПРАКТИКА

Создание картины с изображением городского вида по фотографии (Рим, Венеция и т.п. на выбор)

Технические приемы:

  • Нахождение точек схода и линии горизонта на репродукции (фото) и перенесение их на плоскость картины
  • Построение перспективного изображения городской среды или интерьера (на выбор) с использованием одной точки схода

9. НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ «МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»

ТЕОРИЯ

  • Особенности стилей «сюрреализм» и «магический реализм» (одинаковая резкость предметов на разных планах, превнесение в обыденную реальность необычных деталей, изображение живых объектов как неживых и наоборот (включение живых животных в натюрморт)
  • неожиданные параллели и «смысловые рифмы», «разрыв шаблона», иллюзии («обманки» С.Дали), «автоматическое письмо»

ПРАКТИКА

Создание натюрморта в стиле «магический реализм»

  • Сочинение натюрморта в стиле «Магический реализм» в студии из принесенных из дома необычных предметов
  • Построение композиции карандашом, построение сложных форм из простых
  • Подмалевок и лессировки

10. СИЛУЭТНАЯ (ТРАФАРЕТНАЯ) ТЕХНИКА

ТЕОРИЯ

  • Использование обратных трафаретов (вырезается объект) из самоклеющейся пленки для имитации техники силуэтов
  • Работа с контрастными сочетаниями цветов

ПРАКТИКА

Создание картины с использование трафаретной техники

  • Создание трафарета из самоклеющейся пленки
  • Создание фона. Использование мастихинов

11. АНИМАЛИЗМ (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ)

ТЕОРИЯ

Анатомия лошади (или другого животного)

ПРАКТИКА

Создание живописного изображения лошади или другого животного

  • Построение рисунка на основе знакомства с анатомией животного, учета перспективы
  • Техника передачи фактуры шерсти, волос
  • Передача блеска, мерцания