Стейтмент к выставке BIOWOMAN_REPRODUCTION в «АРТМУЗЕ»

В  человеческой культуре практически отсутствует традиция изображения беременности и родов – этого важнейшего процесса воспроизводства человечества и специфической женской миссии на Земле.

Бытовавшие в прошлом изображения беременных и рожениц, как правило, носили технический или культовый характер (учебные пособия для врачей, обучающие родам наскальные рисунки, рельефы и скульптуры, изображавшие богинь культов плодородия в древности). В современном искусстве это чаще всего более или менее отстраненные, рафинированные формальные игры с округлой формой беременного живота. Что касается темы материнства, то она почти ограничивается в прошлом религиозными сюжетами «Благовещение» и «Мадонна с младенцем», в настоящем – сентиментальным детским или групповым семейным портретом.

Так или иначе, собственно субъект этого процесса воспроизводства человеческого рода, исполнитель репродуктивной работы — женщина – отсутствует, не имеет собственного голоса высказывания. [Апофеозом этой фрустрации матерей стала бытовавшая на заре фотографии традиция съемки детей в студии на фоне матери, задрапированной черным покрывалом, выполнявшей чисто техническую опцию – удерживать во время съемки своих чад в вертикальном положении].

Если репродуктивный сюжет и попадает в кадр, то качестве стаффажа, дополнения, схваченный оптикой отстраненного наблюдателя, либо в виде образа, транслирующего некую внешнюю по отношению к женщине традицию. Рассказ не ведется от первого лица, женщиной как непосредственным субъектом процесса.  Мы не знаем, что именно чувствуют, о чем думают, чего боятся женщины во время беременности, родов, какие самые первые или самые яркие впечатления, ассоциации связаны  у них с материнством, с реализацией их биологической репродуктивной функции. Мы не знаем, как они примиряют внутри себя негативный социально-политический контекст – войны, насилие, экономическое неравенство — с необходимостью воспроизводить человеческий род и культивировать гуманное начало в ребенке.

Сами женщины на тему «репродуктивного труда» упорно молчат – то ли в силу механизма психической саморегуляции, заставляющей нас вымещать, забывать все болезненное, либо в силу негласной договоренности транслировать вовне только бебибумовый гламур. Собственно, и гламур этот весьма конвенционален и однообразен. О том, что на самом деле радует, является счастьем для матерей, молодых, одиноких, просыпающихся десять раз по ночам, страдающих от мастита, отсутствия алиментов и времени на отдых – глядя на эту череду пухлых улыбающихся младенцев, зритель понять не может.

Феминистская оптика сосредотачивается на социальной критике патриархального уклада, где женщину дескриминируют и подавляют, то есть на критике системы, а не на сложном мире чувств женщин, отличающих их восприятие от мужского. Эссенциалистский дискурс, сосредотачивающийся на сути женского, сегодня критикуется большинством феминисток. Как в случае негативного высказывания, так и в случае позитивного, реальность прячется за некой традицией.

Задача выставки BIOWOMAN_REPRODUCTION – дать возможность женщинам-художницам высказаться о беременности, родах и материнстве от первого лица, по возможности минуя штампы и не обходя «запретные», болезненные, наивные или слишком «натуральные» темы.

Выставка нацелена на психотерапевтический и миротворческий эффект, на улучшение взаимопонимания между полами, снятие гендерного напряжения, в художественном смысле – на преодоление фрустрированности и отстраненности современного искусства от подлинной реальности человеческих чувств, мыслей и тела.

Мила АРБУЗОВА, куратор

***

There is almost no tradition of representaion of pregnancy and childbirth in a human culture. Although both these make a crucial process of reproduction of the human race and women’s specific mission in the world, too.

Existed in the past, images of pregnant women and a childbirth, as a rule, were  technical or religious (manuals for doctors, educational  cave drawings, reliefs and sculptures, iconic images of  goddesses  of fertility cult in ancient times). In contemporary art this theme is more often presented  by more or less distant, refined formal games with a rounded form of a pregnant belly. Concerning  motherhood, this theme was  limited in the past by two religious plots  — «Annunciation» and «Madonna with the Child», in the present – by sentimental children’s group or family Portrait.

Anyway, the actual subject of the process of reproduction, executor of reproductive work — a woman — does not have its own voice. [The apotheosis of mothers frustration became  existed at the beginning Photography tradition of shooting children in the studio with the mothers, draped in black cloth, in the background. They  performed a purely technical option — to hold their children in an upright position while shooting].

Reproduction can be included into the frame  only as staffage, addition, caught by the optics of the detached observer. Or  in the form of an image that broadcasts some tradition which is external to the the woman. The story is not told from  the first person, by the woman as a subject of the  process. We do not know what women exactly feel, what they think, what they are afraid during pregnancy and  childbirth. We don’t know which are their first and most vivid impressions, associations connected with their motherhood and with the implementation of their biological reproductive function. We do not know how they reconcile the negative socio-political context — war, violence, economic inequality — with the need to reproduce the human race and to cultivate a humanity in the child.

Women themselves are stubbornly silent about their  «reproductive labor» — either because of psychic self-regulation mechanism, forcing us to vent, to forget all the painful, or because of silent agreement to broadcast outside only baby-boom  glamor. Actually, this glamor is also conventional and monotonous. Looking at this series of chubby smiling infants, the viewer can not understand what really pleases, what  is happiness for mothers — young, single, waking up ten times in the night, suffering from mastitis, lack of alimony and of time to rest.

Feministic Optics focuses on social critique of patriarchal culture in which a woman is decriminated and suppressed, rather than on the complex world of women’s feelings, perceptions distinguishing  them from men. Essentialist discourse, focusing on the essence of the female, now criticized by most feminists. Both  in the case of the negative or the positive statement, the reality is hiding behind the certain tradition.

The aim of the BIOWOMAN_REPRODUCTION exhibition is to enable women artists to speak about pregnancy, childbirth and motherhood from  the first person, avoiding clichés and not avoiding «forbidden», painful, or too naive «natural» themes as far as possible.

The exhibition focuses on psychotherapeutic and peacemaking effect,  on the improvement of mutual understanding between men and women, on the reduction of gender voltage, and — in the artistic sense — on an overcoming of  the frustration and alienation of contemporary art from the true reality of human emotions, thoughts and body.                                                               

Mila ARBUZOVA, curator